Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 10.12.2016, 04:17

Сайт МАОУ СОШ № 20 г.Тобольск

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Огнева С.В

XIX Педагогические чтения

по теме: «Профессиональное сотрудничество: социальные и образовательные эффекты применения продуктивных педагогических технологий, техник, методов и приемов»

(муниципальный заочный  уровень)

Жанр: методический семинар-практикум


 

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ  НАВЫКА  СМЫСЛОВОГО  ЧТЕНИЯ  НА  УРОКАХ  ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  В  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ

 

С.В. Огнева,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №20

 

 

Читайте!

И пусть в вашей жизни

не будет ни одного дня,

когда бы вы не прочли

хоть одной странички

из новой книги!

(К.Г.Паустовский)

 

Книги читают по-разному. Кто-то видит в книге глубокий смысл, кто-то считает ее пустой, кто-то – заумной, кто-то – видит все нюансы смыслов, все оттенки чувств, читает между строк, слышит музыку слов, ощущает их вкус и запах. Кто-то с первого прочтения понимает текст, а кому-то нужно его многократно объяснять.

Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово читать понимается как умение объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы и т.д.

Нас интересует чтение в узком смысле. Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста.  Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её. Получалось как в русской пословице «Читает – летает, да ничего не понимает».Исходя из этого, появляется необходимость сместить  акцент с наращивания темпа чтения к формированию осознанного чтения.

Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметныхрезультатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен  закладываться навык смыслового чтения.

Такой подход нашёл отражение в нормативных документах, которые отражают государственный заказ образованию и определяют его содержание. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».

В «Примерной основной образовательной программе начального общего образования» под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

  • умение осмысливать цели чтения;
  • умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
  • умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
  • умение определять основную и второстепенную информацию;
  • умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
  • умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Зная и понимая это, учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.

К основным типам чтения относятся: коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное и самостоятельное.

Основными видами чтения являются: ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее и вдумчивое.

Ознакомительное чтение направлено на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста.

Поисковое или просмотровое чтение предполагает нахождение конкретной информации, конкретного факта.

Изучающее чтение имеет цель извлечь полную и точную информацию с последующей интерпретацией содержания текста. Такое чтение требует от читателя умений:

  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;
  • выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
  • сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией;
  • переносить информацию текста в виде кратких записей;
  • различать темы и подтемы научного текста;
  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.

Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение какнаиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений:

  • предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;
  • анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.

Как видно из классификации типов и видов чтения, смысловое чтение нельзя рассматривать как отдельный вид чтения. Смысловое чтение характеризует уровень чтения. Оно нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, на вычитывание того смысла текста, который задан целью чтения. Чтение не должно быть бесцельным.

Когда следует учителю начинать работать над формированием навыка смыслового чтения?

Как только школьник начал овладевать технической стороной чтения. Уже в период обучения грамоте следует уделять внимание и совершенствованию технической стороны чтения и параллельно работать над смысловой стороной чтения. Ребёнок должен понимать, зачем он читает. На данном этапе учитель озвучивает ребёнку цель чтения. Читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним словосочетание. Понять смысл одного предложения, небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка смыслового чтения. Как правило, в этот период в основном учитель использует на уроках коммуникативное чтение вслух, учебный и самостоятельный тип чтения. Проверить понятийную сторону чтения на данном этапе можно через алгоритм: вопрос учителя - ответ ученика.

Свою работу по развитию навыка смыслового чтения я начала в 1 классе, работая с книжной выставкой.

Работа с книжной выставкой

Книжная выставка:

В. Гаршин «Лягушка-путешественница»,

С. Воронин «Полосатая спинка»,

«Колобок», русская народная сказка.

Л. Толстой «Лев и собачка»

В. Рудницкая «Математика,1 кл.»

Б. Житков «Мангуста»

Л. Кузьмин «Жила-была девочка».

Рассматривая обложки книг, представленные на этой выставке, дети решают свою первую учебную задачу:

- Какая книга «заблудилась»?

- Почему вы так решили?

После этого составляют связный рассказ, отвечая на эти вопросы. Вот образцы такого совместного решения:

1. Мы считаем, что учебник математики и есть та книга, которая заблудилась, потому что все другие книги этой выставки не учебники.

2. Мы решили, что здесь заблудились сразу две книги: учебник математики и русская народная сказка «Колобок», потому что эти книги нам знакомы, а другие мы видим впервые.

Чтобы вызвать у каждого первоклассника интерес к детской книге, сформировать умение работать с ней, для книжной выставки целесообразно использовать книги-азбуки, созданные детскими поэтами: «Мохнатую азбуку» Б. Заходера, «Цирковую азбуку» В. Берестова, «Научусь-ка я читать» Е. Благининой, «Азбуки в стихах и картинках» С.Я.Маршака.

На первоначальном этапе обучения грамоте, добуквенной ступени, целесообразно использовать слоговые схемы с ударением, начертив их на доске, с тем, чтобы дети воспроизводили по ним строчки из выученных ими двустиший.

Например, азбука С.Маршака «Про всѐ на свете»:

Аист жил у нас на крыше

А в подвале жили мыши.

Цель таких упражнений - развитие зрительного восприятия и воспроизведения пространственно – ориентированных структур. В заключение первоклассники читают выводы хором (с доски):

Книги бывают учебные и художественные, знакомые и незнакомые.

Так формируется уважительное отношение к иному мнению, происходит овладение логическими действиями сравнения, анализа, установление аналогий и причинно-следственных связей. Дети получают пример того, как слушать собеседника и как можно готовить совместный ответ при работе в парах, как правильно аргументировать свою точку зрения.

После этого  я убираю с выставки две или одну из указанных книг и предлагаю детям новую учебную задачу, которую первоклассники решают с помощью коллективного чтения-рассматривания книги, работая в малых группах по 4-5 человек.

Каждая группа берет одну из книг с выставки и рассматривает ее по единому алгоритму, который дан на доске или на слайде.

1. В этой книге сказка, стихи или рассказ?

2. Как вы это определили?

3. Кто герои этого произведения?

4. Как вы считаете, с чего все началось, и как это было?

5. Как вы узнали об этом?

С опорой на текст вопросов дети составляют свои ответы по просмотренной книге так, чтобы получился коллективный связный рассказ. Тем, кто пока еще затрудняется, я показываю те слова из каждого вопроса, которые следует выбирать для формулировки ответа.

Метод чтения – рассматривания – ведущий метод формирования у начинающих читателей интереса к книгам и читательской самостоятельности.

Исходя из общей предварительной оценки книги, ученик ставит цель чтения, включается в освоение еѐ содержания, выбирая подходящий способ прочтения.

Этот метод помогает детям непроизвольно и надолго запомнить книги, к которым они обращались, активизирует нужный словарный запас, возбуждает воображение.

Обучая самостоятельной работе с книгой, можно формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Решение предыдущей задачи, первоклассники искали ответы на поставленные вопросы и узнали немало нового о книгах и произведениях.

Под руководством учителя дети делают следующие выводы:

-если рассмотреть, как напечатан текст, можно легко отыскать книги со стихами;

- по фамилии автора можно предположить тематику и жанр произведения;

- различать сказки и рассказы помогают иллюстрации;

- тему и главный смысл книги помогает понять ее заголовок;

- по оглавлению или содержанию можно узнать, сколько в книге произведений икакие именно. (Как в книге Л.Н.Толстого «Лев и собачка»).

Из примеров, приведенных выше, становится очевидным, что никаким другим способом, кроме личного непосредственного восприятия книг и деятельности с ними (их чтения-рассматривания), знания книг и читательского опыта приобрести нельзя. Чтение- рассматривание разных книг формирует у первоклассников следующие предметные умения и навыки:

- осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов;

- использовать текстовую и нетекстовую информацию книги для точного понимания ее содержания при дальнейшем самостоятельном чтении или слушании;

- практически осваивать приемы ознакомительного чтения-рассматривания как обязательный элемент читательской грамотности, т.е. приемы работы с книгой до чтения и в ходе самостоятельного чтения.

Если каждый ребенок, прежде чем читать, научится и полюбит рассматривать любую книгу, беседовать с ней, качество обучения по всем без исключения предметам станет намного выше.

Также в своей работе я использовала тексты, понятные и интересные детям - о животных. К каждому тексту мною составлен список вопросов, на которые дети должны дать ответ (см. приложение).  

Работа со словом

В своей работе я использую различные виды заданий, направленные на формирование навыка осознанного чтения. Прежде всего, эти задания, связаны с лексической работой над словом, т. к. именно эта работа обеспечивает понимание элементарного смысла произведения. Непонимание прочитанного начинается, как правило, с непонимания значения отдельных слов и выражений, а это ведет к невозможности понять более глубокий смысл произведения.

Так же на уроках литературного чтения я  использую задания, связанные с развитием смысловой догадки школьников и умением прогнозировать содержание, жанровую специфику, эмоциональный характер текста перед его чтением и в процессе чтения.

Задание 1 – понимание смысла слова из общего контекста.

            Фрагмент урока: Знакомство с русской народной сказкой «Как аукнется, так и откликнется»: - Какие слова из этой сказки тебе не совсем понятны?

 - Можно ли догадаться об их смысле по содержанию сказки?

- Попытайтесь объяснить, например, слова: не обессудь, потчевать, досада, несолоно хлебала.

Задание 2  – понимание фактического содержания.

             Фрагмент урока: Знакомство со статьёй К. Д. Ушинского «Наше отечество»:

- Найди и прочитай ответы на вопросы: почему мы зовём Россию отечеством, родиной, матерью.

Задание 3 – помогает научить детей понимать мотивы поведения персонажей.

Фрагмент урока: Знакомство с произведением Л. Толстого «Косточка». После чтения рассказа: - Отчего Ваня заплакал? Выберите правильный ответ. 1) Ваня испугался. 2) Ваня рассердился. 3) Ване стало стыдно и обидно.

Задание 4  – учит понимать подтекст по вопросам и заданиям, на которые нет прямых ответов в тексте. Фрагмент урока: Знакомство со сказкой С. Козлова «В сладком морковном лесу»

- Как ты считаешь, персонажи этой сказки встретились впервые или нет? Найди слова, которые помогают понять это. - Перечитай сказку и определи, как относятся друг к другу Медвежонок и Ёжик. Объясни, что помогло тебе догадаться об этом. На работу над третьим, самым глубоким уровнем понимания, на осознание того, что важное хотел сказать автор (идея произведения), направлены такие задания.

Задание 5  – подбор к тексту наиболее точной из предложенных пословиц (т.е. той пословицы, которая отражает главную мысль произведения).

Задание 6  – нахождение в тексте «главных» слов произведения. Например, на уроках знакомства с русской народной сказкой «Два Мороза»; произведением Л. Пантелеева «Две лягушки». Осознанию собственного отношения к прочитанному помогают вопросы типа: - Ты хотел бы дружить с таким мальчиком? Почему? (Знакомство с произведением В. Драгунского «Не пиф, не паф!»).

- Что бы ты хотел посоветовать этому персонажу? (Знакомство с произведением Б. Заходера «Петя мечтает»).

Задание 7- работа с ключевыми словами.

Учитель. Помните ли вы, чем закончилась сказка о приключениях Буратино? Правильно, с помощью золотого ключика была открыта секретная дверь. Сегодня вы узнаете об удивительных ключиках, которые открывают секреты текста. Это «слова-ключики».

Почему они так называются?

            Они помогают догадаться о том, что автор текста хотел сказать и сказал читателю, но не прямо, а как бы по секрету.

            Потренируемся. В тексте стихотворения автор спрятал важную информацию. Отыскать ее помогут «слова-ключики».

ФУТБОЛ

Сказала тетя:

- Фи, футбол!

Сказала мама:

- Фу, футбол!

Сестра сказала:

- Ну, футбол…

А я ответил:

- Во, футбол!

(Г.Сапгир)

«Слова-ключики» здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал разное отношение людей к футболу. У женщин эта игра вызывает презрение – фи, пренебрежение – фу, разочарование – ну, а у мальчика – восторг – во.

Задание 8- работа с текстами, где надо найти неверное слово и исправить его.

…Возле дома на дорожке

Воробьи клевали брошки.

Мал соловей, да колос велик.

Поиск и исправление ошибок заставляют быть внимательным к словам, а шутливое настроение создаёт положительную мотивацию на уроке.

Задание 9- работа с многозначными словами. Найти хорошо знакомые слова в другом, непривычном, употреблении.

Острые вещи

- Гриша, не бери нож. Обрежешься! («выражение автора»)

- Гриша, не бери вилку. Уколешься.

- Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…

Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.

- Я горчицы хочу, - сказал Гриша.

- Нельзя тебе горчицы, она острая, - сказала мама.

Засмеялся Гриша.

- Эх ты! Разве горчица острая? Она горькая, я ещё вчера лизал.

(Б. Рябинин)

- Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая?

- Что из этих предметов можно назвать острым: саблю, перец, ножницы, лампу?

«Грибники»

Отправились наши фантазеры в лес за грибами. Взяли с собой корзинки.

- Да не баскетбольные, и не любимое пирожное «корзинка», а корзинки для сбора грибов.

Пришли они в лес, а в лесу грибов видимо, невидимо, одни шляпки видны.

- Да не шляпки для дам, а шляпки грибные.

- Ах, какие красивые ножки кругом!

- Да не твои ножки, и не ножки стула, а грибные ножки.

- Погляди, а под елочкой спряталась рыжая лисичка.

- Да не дикое животное лисичка – это гриб лисичка.

Задание 10 - работа с фразеологизмами.

А).Дополните каждое предложение одним из записанных фразеологизмов:

Мы долго спорили, доказывали друг другу, и, наконец…

Не знал, куда глаза девать.

Ручеёк высох, деревья и кусты, и травы засохли, и люди…

Бить тревогу.

Мне было очень стыдно за тебя, я…

Находить общий язык

Б). Определить, какой фразеологизм подойдет к этому эпизоду:

На ветке сухой макушки старой сосны напротив друг друга сидели 2 птички. Они вели только им понятный разговор. И вдруг, заметив меня, они быстро улетели. Улетели подальше от посторонних глаз.

( третий лишний).

-  Помог ли вам этот текст понять выражение третий лишний?

В). Составьте диалог:

- Что ты подарил своему другу на день рождения?

- Книгу, которую он очень хотел.

- И как он её принял?

(был на седьмом небе).

- Мама, как тебе нравится моя подруга?

- Хорошая.

- Правда она похожа на свою маму?

(Как две капли воды).

Работа над осознанным чтением не ограничивается периодом обучения в начальных классах, она продолжается и остаётся актуальной на протяжении всех лет обучения. Чем старше становятся учащиеся, тем сложнее и объёмнее тексты, в текстах закладывается более глубокий смысл, усложняется сюжетная линия и т. п.

Выполняя такие  задания к произведениям на уроках чтения, учащиеся вырабатывают навык осмысленного чтения. У них развиваются познавательные УУД (это умение работать с текстовой информацией, находить главное в произведении). Это умение помогает ученику  при  выполнении  итоговых работ, в которых  качество выполнения заданий зависит от того, насколько  хорошо ученик умеет работать с текстом (см. приложение).

Владение навыками смыслового чтения позволят продуктивно учиться по книгам всегда. При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию. Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска. Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме и в письменной форме. Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования. Школьники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.

Используемая литература:

  1. Граник Г. Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. – М.:Мой учебник, 2007. – 256 с.
  2. Обучение чтению в начальных классах. Автор Климанова Л.Ф. // Начальная школа. - 1999. - № 9. - С. 30.
  3. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005, №2 – С.56-67.
  4. Соболева О.В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст. – М.: Баласс, 2012. – 144 с.

Используемые интернет-ресурсы:

  1. http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30334_full.shtml
  2. http://standart.edu.ru/
  3. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
  4. school2100.ru

Приложение

Визитная карточка работы

 

 

 

 

Поиск
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2016
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz